Приветствую Вас Гость | RSS

КОЭРЦИТИВНАЯ СИЛА

Воскресенье, 19.05.2024, 08:29

Форум по теме статьи http://koercitiv.ucoz.ru/forum/3-1-1#1

УДК 621.874

Исследования и практика применения магнитной структуроскопии при техническом диагностировании кранов-перегружателей завода «Сибтяжмаш»

В. А. Гудошник, Генеральный директор ООО СП "ТЮФ НОРД-ДИЭКС", г. Днепропетровск

С. А. Губский, старший преподаватель НТУ «ХПИ», г. Харьков

В. А. Попов, академик ПТАН Украины, г. Харьков

Ю. В. Чмырь, главный инженер ОАО «НИПКТИ «Укркранэнерго», г. Харьков

 

На основании многолетних исследований и практики применения магнитной структуроскопии при техническом диагностировании рассматриваются проблемы предотвращения аварий при эксплуатации кранов-перегружателей производства завода «Сибтяжмаш»

Based on years of research and practical application of magnetic structural analysis with the technical diagnosis deals with the problems of accident prevention in the operation of cranes, cranes manufacturing plant "Sibtyazhmash”

 Ключевые слова: кран-перегружатель, безопасность, магнитная структуроскопия, металлоконструкция

В 80-90-х годах прошлого столетия на предприятиях горно-металлургического комплекса, тепловых электростанциях начали широко применяться краны-перегружатели трубчатой конструкции производства завода «Сибтяжмаш».

В чем же была причина их высокой популярности?

Во-первых, производительность до 600 т/час, пролет 76,2 м, консоли с вылетом до 25-31 м, режим работы – А6, скорость передвижения грузовой тележки до 240 м/мин.

Во- вторых, передовые (на то время) системы управления приводами (системы Г-Д, либо преобразователи постоянного тока).

И почему в дальнейшем популярность сменилась скандальной известностью?

Причины серьезных аварий  с обрушением консолей и гибелью людей связывались только с наличием дефектов в сварных соединениях. Лишь после аварий на Беловской ГРЭС, Криворожском центральном ГОКе, Гусиноозерской ГРЭС завод-изготовитель письмом от 12.02.99 г. №20760/116 обратил внимание потребителей на необходимость усиления надпорных узлов на перегружателях с длиной консолей в 30 и более метров независимо от срока эксплуатации, а также на всех других, отработавших срок службы 15 лет.

С развалом Союза, изменением форм собственности предприятий и сменой собственников проблемы безопасной эксплуатации кранов-перегружателей, как впрочем и другого оборудования повышенной опасности, «отошли на второй план». Новые собственники предприятий не торопились вкладывать средства в обновление кранового парка или хотя бы в реконструкцию грузоподъёмного оборудования. «Косметические ремонты» в местах появления дефектов, зачастую не улучшали, а ухудшали состояние металлоконструкций кранов-перегружателей, а экспертными организациями в большинстве случаев не выполнялся весь комплекс работ, обеспечивающий установление причин раннего трещинообразования. Систематический мониторинг нарастания усталостных явлений в элементах металлоконструкций с прогнозированием остаточного ресурса не проводился.

На страницах журнала «Подъёмные сооружения. техника» поднимался вопрос о небезопасности дальнейшей эксплуатации кранов-перегружателей, которые отработали нормативный срок [1], а также освещался накопленный опыт по реконструкции кранов с установкой шпренгельной системы по проектам «НИПТКИ «Укркранэнерго» на Запорожской ТЭС, Криворожском Центральном ГОКе, Приднепровской ТЭС, Криворожстали.

Очередная авария с обрушением консоли произошла в мае 2006 г. на Ясиновском коксохимическом комбинате всего лишь после14 лет эксплуатации крана (фото 1). При этом за несколько лет до аварии металлоконструкция моста крана-перегружателя неоднократно подвергалась сложным ремонтам. И хотя через каждые шесть месяцев проводилась техническая диагностика для установления срока дальнейшей временной эксплуатации, авария произошла.

Фото 1. С места аварии крана-перегружателя

При изучении причин аварии и решении вопроса о возможности и целесообразности ремонтно-восстановительных работ металлоконструкций моста крана ОАО «НИПТКИ «Укркранэнерго» (г. Харьков), Донецким экспертно-техническим центром, ООО «Подъёмсервис» (г. Харьков) был применен целый комплекс методов неразрушающего контроля и исследований.


             Исследования образцов, вырезанных из ненагруженных участков обечайки трубы, показали, что химический состав и механические свойства металла соответствовали требованиям, предъявляемым к стали 10ХСНД по ГОСТ 19281-89 класса прочности 390, а в микроструктуре металла не выявлено каких-либо аномалий (неметаллических включений, полосчатости, видманштеттовой структуры, фото 2).